Фильм Владимира Меньшова увидел свет в уже далеком 1984 году и сразу же снискал большую популярность у советского зрителя. Неказистая история с порой слишком смелым юмором оказалась замечательной основой одного из лучших фильмов прошлого века.
Однако далеко не все верили в успех этого фильма. Власти запрещали показывать такой хулиганский фильм с «низкопробным» юмором, где все говорят по-деревенски, поэтому Меньшову приходилось отвоевывать его самобытность на каждом из этапов съемок.
Основано на реальных событиях
Сценарист комедии Владимир Гуркин решил, что нет лучшей истории, чем та, которая может действительно случиться в жизни. В этом он не прогадал, именно потому эта история так цепляет зрителя. Сценарий Гуркин написал на основе жизни своих соседей в городке Черемхово. Он обещал настоящим Василию и Надежде Кузякиным, что обязательно изменит их фамилию в фильме, однако позабыл об этом — так семья и прославилась на весь Союз.
Изначально Гуркин написал сценарий для пьесы, которая в один момент стала такой популярной, что было решено снять и фильм. А семейство Кузякиных еще долго обижалось за то, что фамилию героев в киноленте так и не изменили.
Место для съемок искали очень долго, пока наконец не нашли идеальный дом в Медвежьегорске в Карелии. Забавно, что хозяева дома никуда не уезжали, а продолжали там жить, спокойно сосуществуя со съемочной кутерьмой.
Хозяева даже разрешили застелить крыльцо деревом, установить голубятню и летнюю кухню. Пристройки потом еще очень долго простояли, напоминая им о том, что когда-то их дом показали на весь Советский Союз.
Обученных голубей привезли из Москвы, а вот всю остальную живность «арендовали» у хозяев вместе с домом. Во время технических перерывов вся съемочная команда ухаживала за их курами, собаками и котами.
Долой скуку
Владимир Меньшов прекрасно осознавал всю рискованность затеи снять кино по известному спектаклю московского театра «Современник». Повторить успех непревзойденной постановки было сложно во многих аспектах.
Например, Меньшов хотел снять фильм в стиле Шушкина, чтобы было душевно и спокойно. Но на экране такое выглядело слишком медлительно и скучно. Именно тогда и появились танцевальные вставки, несуразные костюмы, местами чудаковатый юмор и особая гротескность происходящего.
Команда на протяжении всех съемок пыталась найти золотую середину между простоватой, но фактурной игрой, и пошловатой клоунадой. Так легко было оступиться и ошибиться в подборе тональности происходящего, но в итоге всё вышло ярко и сочно. А порой излишняя театральность только помогла передать глубокую суть фильма.
Сложный кастинг
Вася
На роль Васи пробовалось много актеров, в их числе были Борис Сморчков и Виктор Борцов. А вот Александра Фатюшина даже не пригласили на пробы, за что актер очень сильно обиделся, так как считал, что роль должна была быть его. Однако когда Фатюшин вышел из кинотеатра, он подошел к режиссеру и признал, что тот был прав, выбрав не его.
Сергей Юрский сначала тоже пробовался на роль Васи, но в итоге стал ярчайшим Дядей Митей. Тем временем Меньшов видел в этом образе только одного актера и очень переживал, что тот отказывался из-за занятости в других проектах. Но когда Александр Михайлов смог-таки приехать и произнес свои первые слова в образе, Владимир с облегчением сказал: «Вот он, Вася…»
Надежда
Нина Дорошина сразу же получила роль в фильме, благодаря убедительной игре в театре. Владимир говорил, что Нина будто живет ролью Надежды и подходит как нельзя лучше. Для подстраховки режиссер пригласил на пробы Любовь Полищук, боясь, что Нина будет играть излишне театрально. Но все страхи были отброшены, особенно когда Полищук не смогла передать нужные оттенки даже своим комедийным талантом.
Тетя Шура и дядя Митя
Эту колоритную пару сыграла самая интеллигентная пара Санкт-Петербурга — Сергей Юрский и Наталья Тенякова. Наталью завлекла роль тети Шуры перспективой полного перевоплощения на экране. В свои 38 лет ей нужно было играть в старушечьем гриме и вести себя соответственно визуальному образу, что есть достойным испытанием для каждого актера.
На роль дяди Мити изначально планировался Олег Табаков, но так как пьеса ему не нравилась, то желания сниматься в этом фильме у него особого замечено не было. Поэтому не удивительно, что знаменитый актер отказался от роли, предпочтя съемки в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!». Очень скоро Табакову была найдена достойная замена в виде Сергея Юрского.
Раиса Захаровна
За эту роль происходили прямо-таки полноценные баталии. На пробах были такие всесоюзные красавицы, как Наталья Кустинская, Ольга Яковлева, Татьяна Доронина, но всем им режиссер отказывал. В конце концов, во время самих съемок Меньшов отправил телеграмму Людмиле Гурченко.
Согласившись, актриса начала играть настолько интеллигентно, но в это же время забавно и колоритно, что было решено ради нее расширить роль. Режиссер временами специально подстегивал актрису, провоцируя ее на более дерзкую актерскую игру.
Трудности актеров
Переживания
Александр Михайлов поделился, что ему очень трудно давалась сцена, где ему нужно было рассказать дочери историю про дурачка Володьку. В детстве Михайлова по соседству тоже жил мальчик с психическими отклонениями.
Дети его дразнили и обижали, а однажды Михайлов даже бросил в него камнем. После этого случая дети больше его не видели. Решив, что он лишил мальчишку жизни, актер годами терзал себя за тот поступок и только через много лет узнал, что всё обошлось легким испугом.
Сложная сцена
Одна наиболее сложная сцена в техническом аспекте оказалась сложной и для актера. Эпизод, когда Василий падает через проем двери прямиком на море, где знакомится с Раисой Захаровной, нужно было снять одним дублем без какого-либо монтажа и склеек.
Первый дубль был испорчен тем, что вынырнув из воды, Михайлов сильно растерялся и забыл текст. Второй и вовсе был опасным: пока водолазы снимали с актера одежду под водой, галстук затянулся так, что его пришлось срезать.
Солидарность режиссера
Эпизод, где актеры непринужденно плавают в воде и загорают на солнышке, на самом деле снимался в Абхазии в конце ноября. Температура воды была 14 градусов, а всем нужно было оживленно общаться и при этом не дрожать. Когда всё отсняли, Меньшов солидарно и сам прыгнул в холодную воду, где актеры работали часами.
Импровизации, фокусы, шутки
На съемки был приглашен настоящий фокусник, который должен был позаботиться о том, чтобы сцена поцелуя Надежды и Василия была почти что волшебной. Специалист привязал к дереву 10 тростей с цветами внутри, «выстрел» которых должен был запускаться дистанционно. Несмотря на то, что в первом же дубле сработало только 7 из 10 установок, этого оказалось достаточно, чтобы снять красивый кадр.
Волнистый чуб Владимира Меньшова, торчащий из-под кепки, оказался париком Людмилы Гурченко. А зрители даже и не заметили, что это тот самый «натуральный цвет» Раисы Захаровны, просто надетый задом наперед.
В процессе съемок актерский состав получал удовольствие от игры. Наслаждаясь атмосферой, они постоянно шутили, импровизировали, привнося в фильм что-то свое. Например, многие знаковые реплики дяди Мити придумал сам Юрский, в том числе и «Извините, что помешал вам деньги прятать!»
Борьба за фильм
Картина Владимира Меньшова настолько не соответствовала стандартам, что в один момент его даже отстранили от монтажа. В Госкино сетовали, что фильм слишком бытовой, грубый, пошлый, танцы там лишние, и язык слишком деревенский. Роль дяди Мити хотели сократить до минимума.
Но Меньшов стоял на своем, несмотря на все нападки и попытки пристыдить за плохое чувство вкуса. Фильму присвоили низкую категорию, почти не рекламировали, не пускали на фестивали. Но когда зрители увидели фильм — нарастающую в геометрической прогрессии популярность было уже не остановить.
Комедия, которая не стареет, стала чем-то родным для всех нас. «Любовь и голуби» — это то место, куда хочется возвращаться снова и снова. И не важно, что ты уже знаешь сюжет и повторяешь по памяти фразы героев вместе с ними, у тебя всё равно появилось желание пересмотреть, правда?